Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Страна Детства» (МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства») ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МАДОУ детский сад № 1_«Страна Детства» Протокол № У о т « /У~» СУ 2022г. ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике (мониторинге) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Страна Детства» (новая редакция) г. Кировград 2022 1. Общие положения Положение о педагогической диагностике (мониторинге) (далее – Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Страна Детства» (далее – Детский сад) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», и определяет порядок проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), назначение, цели, задачи, параметры, критерии, показатели, способы осуществления оценки индивидуального развития детей. Реализация Основной образовательной программы Детского сада (далее - ООП) и Адаптированной основной образовательной программы Детского сада (далее – АООП) предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (мониторинга) и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной работы. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении во всех возрастных группах по следующим направлениям развития (в соответствии с ФГОС ДО): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО). Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории); - оптимизации работы с группой детей. Оценка индивидуального развития ребенка обеспечивает эффективность реализации ОПП ДО и АООП по отношению к каждому воспитаннику и позволяет судить о качестве образования в Детском саду. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и 2 промежуточной аттестации обучающихся – сентябрь и май Промежуточная аттестация усвоения образовательной программы дошкольного образования проводится только с детьми, которые обучаются по АООП ДО. 2. Цель и задачи Цель - изучение процесса индивидуального развития детей дошкольного возраста и выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей. Задачи: Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников; Изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; Личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками, со взрослыми; Проведение анализа изменений в развитии воспитанников; Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в дошкольных группах; Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника. 2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами Детского сада. Направлениями мониторинга могут быть: реализация базовых и парциальных учебных программ; уровень физического и психического развития воспитанников; адаптация вновь прибывших детей к условиям Детского сада; готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие воспитанников в Детском саду; уровень профессиональной компетентности педагогов; развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы Детского сада; предметно-развивающая среда; материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса; удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг; 3. Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга: Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с ФГОС, ООП ДО и АООП, приоритетным направлением деятельности Детского сада. Отбор критериев планируемых результатов освоения образовательной программы (портрет выпускника – интегративные качества). Определение объекта и форм мониторинга, периодичности и 3 Ответственных исполнителей. Подбор диагностического инструментария. Определение периодичности и ответственных исполнителей. Анализ и интерпретация полученных результатов. Важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объемные по содержанию формы мониторинга в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении: - критериально- ориентированные методики нетестового типа; - критериально- ориентированное тестирование. Низкоформализованные методы: - наблюдение, - комплексные и индивидуальные беседы, - беседа-интервью, - проблемные педагогические и игровые ситуации, - диагностические этюды и упражнения, - анализ продуктов детской деятельности. Высокоформализованных методы: - тесты (проективные, достижений), - пробы, аппаратурные методы. Низкоформализованные и высокоформализованных методы в сочетании обеспечивают более точные результаты исследования развития интегративных качеств у детей. Методологическая основа мониторинга детского развития определяется специалистами Детского сада в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалистов и базируется на следующих принципах: - соответствия возрастным нормативам физического и психического развития ребенка; - направленности на выявление наличного (актуального) уровня овладения ребенком деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»; - обеспечения необходимой информации для построения целостного представления, характеризующего: уровень овладения ребенком деятельностью; эффективность методики формирования деятельности; типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения. Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня. Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников 4. 4 Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития осуществляется воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития. Инструментарием для педагогической диагностики служат карты оценки уровней эффективности педагогических воздействий, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития проводится воспитателями (развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных), музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре (оценка физического развития), учителем-логопедом. Оценивается уровень: выполняет неправильно и помощь педагога не оказывает воздействия(низкий уровень); выполняет с помощью взрослого (средний уровень); выполняет правильно (высокий уровень). При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист (педагог — психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей, Любой вид психолого-педагогической диагностики с дошкольниками проводится строго с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Результаты педагогической диагностики оценки индивидуального развития предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. 5. Контроль 5.1. Контроль за проведением педагогической диагностики (мониторинга) освоения ООП и АООП детьми осуществляет старший воспитатель. 6. Отчетность Педагогические работники не позднее 7 дней с момента завершения 5 педагогической диагностики сдают результаты проведенных педагогических наблюдений с выводами старшему воспитателю. Старший воспитатель осуществляет сравнительный анализ проведенного мониторинга. Формой отчета является аналитическая справка в конце года, в которой указываются результаты мониторинга. По итогам педагогического мониторинга проводятся заседания Совета педагогов Детского сада. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи для реализации в новом учебном году. Сводные результаты педагогической диагностики (мониторинга) по усвоению ООП и АООП хранятся в методическом кабинете у старшего воспитателя. 7. Документация Материалы педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития: карты индивидуального развития воспитанников, пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников хранятся у воспитателей групп и обновляются по мере необходимости. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития детей оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете. 6 Лист ознакомления: Дата Подпись 7 Расшифровка