Положение о взаимодействии с семьями воспитанников 2022 г.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Страна Детства»
(МАДОУ детский сад № 1 "Страна Детства»)

СОГЛАСОВАНО:
с Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»
Протокол № &
от О /. О
2022г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заве

Согласовано с родительским комитетом
Протокол № ¿Г от « О А
ОгР. 2022

о1«Страна
.Бердникова
» й^'и/еН а 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии с семьями воспитанников
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 1 «Страна Детства»
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в
М униципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №
1 «Страна Детства» (далее Положение) определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности,
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и
нормативными документами системы образования:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования (Утвержден приказом М инистерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 № 124-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного
образования» от 30.08.2013 №1014;
- Уставом М униципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 1 «Страна Детства» (далее МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»);
- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Страна
Детства»;
1.3. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
1.4. Положение регулирует взаимодействие МАДОУ детский сад № 1 «Страна
Детства»
с
семьями
воспитанников
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
работа с работниками МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» по
организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену
опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной
деятельности
и
поддержка
родителей
(законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а

также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
М АДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с
семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам
образования
ребенка,
непосредственного
вовлечения
их в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• осуществление
консультативной
поддержки
родителей
(законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» к традиционной
культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры
детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным
основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно
эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;

•

создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строятся в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ - семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка;
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском
саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного
учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
^ принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не
допускается никакого принуждения);
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их
семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно - и одновозрастном
коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения
педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы.
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия МАДОУ детский сад
№ 1 «Страна Детства» с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает
Педагогический совет М АДОУ детский сад № 1 «Страна Детства». Его содержание
определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями
работы.

4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия МАДОУ детский сад № 1 «Страна
Детства» и семьи:
• целенаправленность
(каждое
мероприятие
направлено
на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность
и
систематичность
(непрерывность,
последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании
системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей)
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
М АДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного
образовательного
учреждения
с
родителями
(законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным
представителям)
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения.
4.5.Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача

памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинарыпрактикумы; презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы,
консультации
для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно­
ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. М етоды и приемы сотрудничества МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» с
семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм
и методов реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5.
Внутреннее и внешнее взаимодействие
МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» и семьи.
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных
отношений
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных
представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» атмосферы общности
интересов педагогических работников и родителей (законных представителей)
воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и

понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее
взаимодействие
взаимодействие
детско-родительского
и
педагогического
коллектива
дошкольного
образовательного
учреждения
с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, центром
детского творчества, художественной школой, домом культуры, музыкальной ш колой,
краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» в рамках
взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного
пространства Российской
Федерации,
а также
основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех
заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать
условия
для участия
родителей
(законных
представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для
обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов,
связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
7.1. Изменение
характера
вопросов
родителей
(законных
представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
7.2.
Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в отношениях «ребенок - родитель» в положительную
сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном
учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи М АДОУ детский сад № 1 «Страна Детства» в педагогической
деятельности.
7.6.
Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)

воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование работы поповышению
профессиональной
компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам МАДОУ
детский сад № 1 «Страна Детства» в вопросах взаимодействия с семьей
(педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации,
деловые игры, тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников;
• выявление передового опытасемейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы,
пожелания,
предложения со стороны родителей);
• учет мнения и пожелание родителей (законных представителей) воспитанников
при организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном
учреждении.
8. Контроль.
8.1.
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения.
8.2.
Контроль над организацией взаимодействия МАДОУ детский сад № 1 «Страна
Детства» с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим
воспитателем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим
Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
9. Документация
9.1.
Каждый педагогический работник МАДОУ детский сад № 1 «Страна Детства»

имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику
работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий;
• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
• протоколы заседаний Совета родителей.
9.3.
Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3
лет.
10. Заключительные положения.
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего МАДОУ детский сад № 1 «Страна
Детства».
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1.
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».